Сервисы для Аэропорта.
Новая технология локации пассажиров в сети стандарта WiFi и предоставления им услуг в аэропортах. Первый запуск WiFi-решения в аэропорту Копенгагена.
В этой статье мы хотим рассказать о интересном сервисе, основанном на использовании технологии стандарта Wi-Fi 802.11 и специализированных приложений (программное обеспечение) для аэропортов.
Аэропорты это высокозагруженные сооружения с людьми, спешащими в магазины, к линиям контроля безопасности, зонам посадки и к местам получения багажа. Международный совет по аэропортам (Airports Council International) опубликовал статистику, что 2.5 миллиарда человек пользовались авиатранспортом и услугами аэропортов в 2009 году. С таким огромным количеством людей пребывающих в одну зону и улетающих из нее аэропорты ищут пути более эффективного управления трафиком в направлении где он должен быть и, в определенных случаях, перенаправляя его в магазины по пути.
Для решения подобных задач компанией SITA (Женева/Швейцария) была разработан специальный программный комплекс, использующий сеть стандарта Wi-Fi, как платформу. Этот комплекс выполняет отслеживание перемещения пасажиров, используя частоты WiFi и Wi-Fi-сигналы, излучаемые с мобильных устройств пассажиров (смартфоны, лаптопы, планшеты с WiFi и т.п.). В системе локации сети WiFi каждый пассажир представлен одной точкой. Различные цвета этих точек определяют разницу между пребывающими и вылетающими пассажирами, а также работающим персоналом и специальными предметами (например контейнеры и баки с метками RFID и т.п).
Точки показывают как пассажиры проходят через зоны досмотра, сколько времени проводят в магазинах, ресторанах, как передвигаются через зоны посадки и ожидают багаж. Куда пассажиры направляются, как они туда попадают и сколько времени они тратят в каждой зоне это основные направления анализа. Это очень важная информация для улучшения общего дизайна аэропорта и для исследования того, как увеличить доходность аэропорта.
По исследованиям «Airport Revenue News» пассажиры в Северной Америке тратят в среднем приблизительно $7,65 в аэропорту до посадки в самолет. С новым пониманием нужд пассажиров ожидается увеличение этого показателя на $5-$10. Для помощи пассажирам в поиске того, что им необходимо, а также для увеличения общей доходности в аэропорту Копенгагена, было разработано мобильное приложение для Apple iPhone. Это приложение, работая на сети WiFi, помогает:
- определить местоположение пассажира,
- найти самую короткую очередь в зоне досмотра безопасности,
- найти путь к своей зоне посадки,
- найти информацию по акциям, скидкам, распродажам в аэропортовых магазинах.
С демонстрацией увеличения доходности и практическим пониманием того как к этому можно прийти многие аэропорты смогут позволить себе программный комплекс от SITA.
Также важным фактором является возможность минимизации времени поиска опаздывающего пассажира. Особенно это актуально для авиакомпаний. Здесь вполне реальной видится схема не бесконечных объявлений что "Иван Петров" задерживает вылет и у него есть последний шанс успеть на рейс, в ином случае его вещи будут выгружены, а поиск именно этого пассажира в месте где он находится и сопровождение его к нужному гейту. Хотя как только мы углубляемся в детали личной информации, то сразу входим в соприкосновение с понятием частной жизни и здесь надо быть очень аккуратными.
Для владельцев аэропортов, безусловно, интересным может стать повышение привлекательности магазинов, ресторанов и иных торговых площадок в аэропорту для пассажиров. Как результат можно ожидать существенное увеличение доходности от этих мест. Фактически здесь уже речь идет у продаже (сдаче в аренду) торговых площадей со значительно большей доходностью. Это хорошая основа для обновления бизнес-кейса aэропорта.
Система, созданная SITA, на данный момент работает с точностью определения местоположения до 3 м (до 10 футов) с использованием функционала локации сети WiFi.
К вопросу о наличии устройств стандарта WiFi у пассажиров (как основы для трекинга) – по статистике SITA около 20% пассажиров уже сейчас имеют устройства с поддержкой Wi-Fi и включенным радиомодулем.
К вопросу о сборе персональных данных и сохранении неприкосновенности частной жизни– официальные лица SITA утверждают, что никакая персональная информация о пассажирах не собирается и максимум, что они видят за точками, это прилетевший или улетающий пассажир в зоне покрытия сети WiFi.
Техническое решение SITA изначально базировалось на централизованной архитектуре сети стандарта WiFi от компании Cisco Systems – CUWN / Cisco Unified Wireless Network. Данное решение состоит из современных Точек Доступа WiFi, поддерживающих стандарт 802.11n и управляемых Контроллером сети Wi-Fi. Также в решение входит система управления сети WiFi - WCS /Wireless Control System (сегодня это Cisco Prime Infrastructure). И, что очень важно, CUWN это единственная архитектура в индустрии на данный момент, решения на базе которой могут включать полностью интегрированную платформу приложений Cisco MSE / Mobility Services Engine. Собственно MSE и выступило ключевым элементом в начале исследований SITA, т.к. эта платформа позволяет не только разворачивать приложения на своей основе, она также позволяет интегрировать внешние приложения через открытый API в Wi-Fi-инфраструктуру от Cisco. В данной случае MSE выступила и как связующий элемент и как центральный, собирающий информацию о местоположении Wi-Fi-клиентов путем выполнения триангуляции с Точек Доступа в зоне покрытия. Далее MSE через API передавала данные о местоположении в платформу SITA, которая уже коммуницировала, используя эти данные, с пользовательским iPhone (точнее c терминальным приложением на iPhone), отдавая команды для позиционирования пользователя на карте, рекомендаций о выборе направления по дополнительным условиям (сравнение текущих очередей в зоне досмотра, сообщения о скидках и акциях в магазине, если пользователь попал триггерную зону этого магазина и т.д.) и т.п.. Решение с использованием Wi-Fi-решения и MSE от Cisco позволяет приблизиться к уровню точности позиционирования 5-10 м (при правильном дизайне радиоподсистемы). К сожалению в ходе испытаний исследователи SITA поняли, что подобный уровень точности недостаточен в данном случае, так как, например, сложно направить владельца терминала точно вверх или вниз по одному из двух смежных, но разнонаправленных эскалаторов в аэропорту. Поэтому впоследствии SITA продолжила разработки и вышла на уровень точности позиционирования около 3 м внутри помещений.
В любом случае это очень интересная и крайне полезная услуга, которую вполне можно реализовать в текущих условиях и которая наверняка облегчила бы жизнь людям в отечественных крупных транспортных узлах.
Видео о реализации решения с сайта SITA доступно на нашем сайте здесь.
Для получения анонсов при выходе новых тематических статей или появлении новых материалов на сайте предлагаем пройти простую подписку
Присоединяйтесь к нашей группе на Facebook: www.facebook.com/Kom.Way.ru
Мы публикуем новости, информацию о выходе новых статей и расширении контента основных модулей ресурса komway.ru
Kom-Way.Team
Использование материалов этого сайта разрешено только с согласия komway.ru и наличии прямой ссылки на источник.
blog comments powered by Disqus